Меню
12+

Ханкайский муниципальный округ

24.12.2020 16:02 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

О реформе контроля и надзора: обзор нового закона.

31 июля президент подписал масштабный закон, который изменит правила государственного и муниципального контроля (надзора). Главные задачи документа: сместить акцент с проведения проверок на профилактику нарушений и дать компаниям больше гарантий при взаимодействии с органами.

В этот же день подписан закон об обязательных требованиях и "регуляторной гильотине".

Предложено среди прочего скорректировать более 100 законов, а также с 2025 года отменить Закон о защите прав юр. лиц и ИП.

Когда заработает реформа и какие сферы контроля не затронет

Большинство положений реформы начнет действовать с 1 июля 2021 года.

Она не распространяется, в частности, на налоговый, валютный, таможенный контроль, а также:

на контроль за кредитными организациями и банковскими группами;

за соблюдением эмитентами законодательства об АО и ценных бумагах;

в сфере корпоративных отношений в АО;

в сфере госзакупок и закупок по Закону N 223-ФЗ;

за соблюдением законодательства о государственном оборонном заказе;

в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма;

за соблюдением антимонопольного законодательства.

Онлайн-взаимодействие с проверяющими

Контрольно-надзорные органы будут составлять документы в электронной форме и заверять их усиленной квалифицированной электронной подписью. Сообщать компаниям и ИП о своих действиях и решениях органы смогут, например, через Единый портал госуслуг. При этом до 31 декабря 2023 года направлять компаниям и ИП документы и сведения органы будут вправе на бумаге, если, например, электронная связь невозможна.

Направлять в адрес органов документы нужно будет тоже в электронном виде. До 31 декабря 2023 года документооборот возможен на бумаге, если это будет предусмотрено положением о виде муниципального контроля.

Подать жалобу в досудебном порядке можно будет только в электронном виде через Единый портал госуслуг и аналогичные региональные порталы. Решение по жалобе направят также через соответствующие порталы.

Профилактика нарушений

Закон закрепляет приоритет профилактических мероприятий по отношению к контрольно-надзорным. Предусмотрены, в частности, следующие профилактические мероприятия:

меры стимулирования добросовестности — нематериальное поощрение тех, кто добросовестно соблюдает обязательные требования. Для этого определят порядок оценки добросовестности, виды мер ее стимулирования;

самообследование — самостоятельная автоматизированная оценка соблюдения обязательных требований. Если по итогам само обследования компания или ИП получит высокую оценку, то сможет принять декларацию соблюдения указанных требований;

профилактический визит — беседа по месту деятельности компании или ИП. Даже если в ходе визита выявят нарушения, это не будет основанием выдать компании предписание устранить их.

Независимая оценка соблюдения обязательных требований

Федеральный закон о виде контроля сможет предусматривать независимую оценку соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований. Эту оценку будут проводить независимые аккредитованные организации.

Если такая организация подтвердит, что компания или ИП соблюдает обяза-тельные требования, то выдаст соответствующее заключение. Пока оно будет действовать, плановые контрольно-надзорные мероприятия по общему правилу проводить не будут.

Помимо этого, можно будет избежать различных мероприятий со стороны контрольно-надзорных органов, выступая добровольным членом СРО. Для этого должен быть соблюден ряд условий, например, следующие:

данная возможность предусмотрена федеральным законом о виде контроля;

СРО и контрольно-надзорные органы заключили специальное соглашение.

Закон также упоминает возможность освободиться от плановых контрольных (надзорных) мероприятий, заключив договор страхования рисков причинения вреда.

Контрольно-надзорные мероприятия

Снизить количество проверок хотят не только за счет приоритета профилак-тики нарушений, но и благодаря введению более мягких (по сравнению с проверками) контрольно-надзорных мероприятий. Среди прочих закон предусматривает следующие мероприятия:

мониторинговая закупка. В отличие от уже существующей контрольной закупки, она будет проводиться с целью последующего направления товаров, результатов работ и услуг, например, на экспертизу. В остальном эти два мероприятия похожи;

выборочный контроль. Это отбор проб образцов продукции для того, чтобы подтвердить их соответствие обязательным требованиям по безопасности, качеству;

инспекционный визит. Компании и ИП должны будут обеспечить беспрепятственный доступ инспектора в здания, сооружения, помещения. Предварительного уведомления о таком визите не будет;

выездное обследование. В рамках этого мероприятия инспекторы не будут взаимодействовать с компанией или ИП. Проведут лишь визуальную оценку соблюдения обязательных требований, например, организовав осмотр общедоступных производственных объектов.

Закон содержит подробные правила проведения каждого мероприятия. Прежде всего, они отличаются набором допустимых контрольно-надзорных действий: осмотр, досмотр, опрос, истребование документов, эксперимент и др. Это обеспечит бизнесу дополнительные гарантии того, что инспекторы не смогут действовать произвольно.

Отметим новеллу, которая основана на опыте проведения проверок в период пандемии коронавируса. Речь идет о возможности проводить инспекционный визит и выездную проверку дистанционно, в том числе посредством аудио- или видеосвязи.

Сокращение сроков проведения проверок

Общий срок проведения документарной и выездной проверок не будет превышать 10 рабочих дней. Сейчас он составляет максимум 20 рабочих дней.

Недействительность результатов контрольно-надзорного мероприятия

Закон предусматривает отмену решений, принятых по результатам любого контрольно-надзорного мероприятия, которое провели с грубыми нарушениями. Сейчас такая отмена возможна лишь в отношении результатов проверок.

В законе перечислены 11 грубых нарушений. Одно из них — совершение контрольно-надзорных действий, недопустимых для определенного мероприятия. В действующем списке такого нарушения нет.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

15