10.05.2017 09:01 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Разъяснение Управления Росреестра по Приморскому краю

Одним из основных направлений деятельности Управления является осуществление государственной функции по государственному земельному надзору

Управление Росреестра по Приморскому краю (далее – Управление) обращений граждан по вопросам обоснованности (необоснованности) проведения в отношении них проверок соблюдения земельного законодательства либо привлечения их к административной ответственности за допущенные нарушения обязательных требований в сфере земельных отношений, в т.ч. через приемные различных политических партий, Управление сообщает следующее.

Одним из основных направлений деятельности Управления является осуществление государственной функции по государственному земельному надзору.

В соответствие с п. 3 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1, к сфере деятельности Росреестра и его территориальных органов отнесен ряд вопросов, в т.ч. надзор за соблюдением:

- требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в т.ч. использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок,

- требований законодательства об использовании земельных по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием,

- требований законодательства, связанных с обязательным использованием в течение установленного срока земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях.

Вышеуказанные нарушения являются административными правонарушениями, ответственность за которые предусмотрена ст. 7.1. и     ст. 8.8. КоАП РФ. Санкции данных норм введены Федеральным законом от 08.03.2015 № 46-ФЗ и предусматривают для граждан административное наказание лишь в виде административного штрафа:

- по ст. 7.1. КоАП РФ — в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 5 тыс. руб., а в случае если не определена кадастровая стоимость земельного участка, в размере от 5 тыс. руб. до 10 тыс. руб.,

- по ч. 1 ст. 8.8. КоАП РФ – в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 10 тыс. руб., а в случае если не определена кадастровая стоимость земельного участка, в размере от 10 тыс. руб. до 20 тыс. руб.,

- по ч. 3 ст. 8.8. КоАП РФ – в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 20 тыс. руб., а в случае если не определена кадастровая стоимость земельного участка, в размере от 20 тыс. руб. до 50 тыс. руб.,

В отличие от индивидуальных предпринимателей, юридических лиц и их должностных лиц возможность замены наказания в виде «штрафа» на наказание в виде «предупреждения» для граждан не предусмотрена.

В отношении граждан проверки осуществляются:

- плановые – на основании ежегодных планов проведения плановых проверок,

- внеплановые – по исполнению ранее выданных предписаний об устранении нарушений обязательных требований земельного законодательства; в связи с выявлением по результатам административного обследования признаков административного правонарушения и пр.

В случае выявления по результатам проверки нарушений обязательных требований в обязательном порядке выдается предписание об устранении нарушения земельного законодательства с установлением срока для исполнения.

Неисполнение в установленный срок предписания должностного лица органа государственного земельного надзора является административным правонарушением, установленным ч. 25 и 26 ст. 19.5. КоАП РФ. Санкции данных норм устанавливают административное наказание в виде административного штрафа для граждан в размере от 10 тыс. руб. до 50 тыс. руб.

План проведения Управлением плановых проверок соблюдения земельного законодательства на 2017 год в отношении граждан с учетом требований о защите персональных данных размещен на интернет-подсайте Управления и доступен для общего обозрения.

Основную категорию правообладателей земельных участков и фактических землепользователей составляют граждане. Введение временных ограничений на проведение проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства способствовало еще большему увеличению доли граждан в числе правонарушителей.

Так, например, по итогам за 2016 год в Приморском крае граждане составили 84,3% правонарушителей земельного законодательства. По большинству муниципальных образований эта доля достигает 100%.

 По итогам за 2016 год средний размер административного штрафа для граждан за нарушения земельного законодательства составил 6,5 тыс. руб.

С введением ст. 4.1.1. КоАП РФ (введена Федеральным законом от 03.07.2016 № 316-ФЗ) практически в отношении всех субъектов предпринимательской деятельности и их должностных лиц административное наказание в виде «штрафа» заменяется на «предупреждение».

Для граждан же применяется только «административный штраф», т.е. замена на «предупреждение» действующим законодательством не предусмотрена.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 277-ФЗ для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей введены очередные «льготы», связанные с профилактикой правонарушений — освобождением об административной ответственности и выдачей  предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.

К сожалению, граждан данное нововведение так же не коснулось.

В целях практической реализации мер профилактики правонарушений в среде самой незащищенной категории правообладателей земельных участков (граждан) и сглаживания проявляющегося явного недовольства граждан ужесточением мер «карательного» воздействия (усилением административных санкций) при некотором несовершенстве вопросов предоставления земельных участков Управлением инициирован вопрос о целесообразности внесения изменений в ст. 4.1.1. КоАП РФ и распространении ее действия на граждан. Соответствующие письма с предложением выступить с законодательной инициативой направлены в адрес руководства Росреестра, полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе, губернатора Приморского края и Законодательного Собрания Приморского края.    

Следует отметить, что компетенция Управления, как территориального органа Росреестра, определена Положением об Управлении Росреестра по Приморскому краю, утвержденным приказом Росреестра от 30.05.2016          № П/0263 (в редакции приказа от 23.01.2017 № П/0027).

Вопросы распоряжения земельными участками, формирования земельных участков, согласования или утверждения планов землепользования и застройки муниципальных образований и пр. к полномочиям Управления не отнесены.

Распоряжение земельными участками на территории Владивостокской агломерации (Владивостокский и Артемовский городские округа, Надеждинский и Шкотовский муниципальные районы), расположенными на землях, государственная собственность на которые не разграничена, отнесено к компетенции Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края. Этим же органом осуществляется реализация Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ (о дальневосточном гектаре).

По всем вопросам, связанным с получением «дальневосточного гектара», заинтересованные лица могут обратиться в Центр поддержки получателей дальневосточного гектара (адрес: г. Владивосток,                      ул. Бородинская, д. 14 (1 этаж), режим работы – ежедневно с понедельника по пятницу с 09.00 до 18.00). Подать заявку и получить консультационную помощь можно в любом отделении МФЦ «Мои документы».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

20